Почему раньше тридцатилетние выглядели старше, чем сейчас
Просмотров: 769 016

Есть мем, который время от времени снова всплывает в сети. Это снимок актерского состава ситкома 1980-х «Веселая компания», на котором указан возраст каждой звезды. С седеющими усами и залысинами Джон Ратценбергер выглядит намного старше, чем мы могли бы сейчас представить себе мужчину за тридцать.

Представители поколения Z наверняка удивятся, что Уоллесу Шону 36 лет в фильме 1981 года «Мой ужин с Андре». Вот и фотографии старшеклассников прошлых десятилетий иногда вызывают вопрос, отчего люди в кадре выглядят так, будто потихоньку готовятся к пенсии. Узнали у экспертов, не кажется ли нам — спойлер: нет — и с чем связан этот феномен.

Сначала примеры

Хрестоматийный пример — героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман». Людмиле Прокофьевне Калугиной всего 36 лет, но выглядит она гораздо старше. На работе начальницу за глаза называют «Мымрой», а ее одиночество — и вовсе двигатель сюжета.

Что добавляет Калугиной возраста? Строгость, которую она проявляет во всем: в одежде, в общении с подчиненными, в отношении к личной жизни.

Армен Джигарханян в семейной драме 1975 года «Когда наступает октябрь» играет неизлечимо больного мужчину в преклонном возрасте, который прилетает из Армении в Москву, чтобы поздравить внука с Днем знаний. В год выхода фильма экранный пенсионер Джигарханян встретил свое сорокалетие.

Евгению Моргунову на момент съемок первых короткометражек о трио Труса, Балбеса и Бывалого — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» — исполнилось всего 34 года. Он был значительно моложе и Никулина, и Вицина, при этом его герой — неформальный лидер шайки и выглядит старше подельников.

Роль жены управдома Бунши в народной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» — одна из самых известных в карьере Натальи Крачковской. На момент съемок актрисе было 34 года, хотя ее героине — гораздо больше. Гайдай попросил Крачковскую набрать вес, чтобы персонаж выглядел как можно солиднее. Наталья села на необычную диету: с утра ела манную кашу со взбитыми сливками, обедала макаронами с сыром, а день завершала оладьями с медом.

Для сравнения Эмили, которая «из Парижа», и героиня сериала «Дрянь» всего на пару лет младше. Впечатляющая разница, согласны?

Что же с нами происходит

В Советском Союзе косметика начала пользоваться спросом примерно в 1930-х годах. Именно тогда по постановлению партии и правительства в столице открыли первую косметологическую лечебницу, в которой начали работать врачи-дерматологи. А вот глобальный тренд на уход за собой в страну пришел лишь в 1990-х. Поэтому можно сказать, что нынешние клиенты косметологических клиник старше 40 лет — первое поколение, которое стало пристально изучать секреты продления молодости. По словам Светланы Тагаевой, главного врача, дерматовенеролога и косметолога клиники Real Clinic, сегодня в чек-листе и женщин, и мужчин появились эффективные процедуры, следование циркадным ритмам, косметика с активными ингредиентами, защита кожи средствами с пометками SPF, anti-pollution и anti-age.

Такому подходу во многом способствуют научные достижения в области эстетической медицины, технологии, которые отсрочивают процессы старения, и комплексный подход. Теперь косметологи для лечения, например, акне или розацеа работают в связке с эндокринологами, гастроэнтерологами и нутрициологами.

Кроме того, за последние годы стабильно растет интерес к превентивной медицине. Если верить статистике, спрос на всесторонние обследования или чекапы с каждым годом увеличивается на 20–30%. Врач-дерматовенеролог «Клиники профессора Юцковской» Алина Фарис подтверждает эту тенденцию: «Акцент с коррекции возрастных изменений сместился на профилактику старения. Кстати, и врач-косметолог сегодня — не только специалист, проводящий эстетические процедуры, но и врач превентивной медицины».

По сути феномен моложавости современных людей опирается на три столпа:

  • достижения медицины и косметологии;
  • тренд на здоровый образ жизни;
  • культ молодости и красивого тела.

Вот и Александр Сувалко, культуролог и заместитель директора Института исследований культуры ФГРР НИУ ВШЭ, полагает, что выглядеть свежее нам помогает осознанное отношении к здоровью — сегодня люди стараются следить за питанием и заниматься фитнесом.

Действительно, почему бы и нет? Только оцените разнообразие активностей: доступны и йога, и скалолазание, и сайклинг, и вейкборд. «Можно сказать, наши современники стараются жить дольше и интереснее, и разные индустрии это желание поддерживают. Например, в Германии за последние 30 лет вероятность достижения 65 лет возросла в три раза», — говорит Сувалко.

Занятия спортом способствуют улучшению микроциркуляции, высвобождению специфичных белков, запускающих синтез фибробластов и коллагена, усилению лимфодренажа. В результате скорость биохимических процессов в организме повышается, человек выглядит стройнее, подтянутее, а значит, моложе.

За последнее десятилетие изменилось и отношение к спиртному: по словам социолога Вадима Радаева, молодежь стала заметно меньше пить. «Я не сторонник теории поколений, но все-таки статистика подтверждает: сегодня люди предпочитают крепким напиткам вино», — подтверждает Александр Сувалко.

Светлана Тагаева тоже обращает внимание на тренды: «Отказ современников от вредных привычек оказывает заметное влияние на качество кожи: улучшается цвет лица, пропадает пигментация, а сосудистая сетка становится менее выраженной».

Еще одна очевидная причина носит социокультурный характер. Интересный парадокс: чем старше становится общество, тем дольше оно хочет чувствовать себя молодым. И сегодня представление о среднем возрасте растянулось. Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения изменила понятие о возрастных категориях людей. Теперь молодой возраст продлен до 44 лет, средний — до 60 лет. Отсюда и тренд на даунэйджинг (down-aging) — культурный сдвиг, когда многие люди одеваются и ведут себя так, чтобы казаться моложе, здоровее и активнее.

С трендом на уход за собой у современных Дорианов Греев, к сожалению, появилась и геронтофобия — страх старости. В ходе опроса Forbes Health, проведенного в 2022 году среди 2000 жителей США, почти половина из них признались, что боятся стареть. Так что, несмотря на борьбу с эйджизмом, бьюти-марки продолжают выпускать «эликсиры вечной молодости», а косметологические клиники — предлагать все новые антивозрастные процедуры.

18/09/23 Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Больше новостей

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)